Цель: Выявить и закрепить
первоначальные знания детей о живой природе:
Животные:
-узнавать и называть по картинке 2-3 вида домашних и
диких животных, 1-2 птицы, бабочку, рыбку, лягушку,
- правильно называть части тела животных,
- называть где они живут,
- знают ли, чем питаются?
- умеют ли выделять признаки живого.
Растения:
- узнавать и называть 2-3 вида растений (комнатные
растения, цветника, огорода), 1-2 дерева,
- выявить, знают ли части растения (лист, стебель,
цветок, ствол…),
- осознают ли необходимость поливки комнатных
растений,
- относят ли растения к живым существам,
- умеют ли делить плоды на фрукты и овощи.
Закрепить умение узнавать и называть характерные
особенности осени – зимы.
Воспитывать у детей доброе и гуманное отношение к
живой природе.
Материал:
Кукла Маша. Картинки с изображением животных разных
классов. Муляжи овощи – фрукты. Иллюстрации картин осень – зима, и деревьев:
березы, елки. Дидактические игры «Путаница» и «Разложи по корзинкам», две
корзинки, игрушки животных.
Ход занятия
Игровая мотивация. Раздается стук в дверь, а гости
приходит кукла Маша с корзинкой (там муляжи овощей, фруктов).
- ребята, к нам в гости пришла кукла Маша с корзинкой.
А что в ней? Посмотрим? (показывает)
- Маша, а для чего ты принесла эту корзинку с плодами
(шепчет на ушко воспитателю)?
- ребята, Маша не может определить, где здесь овощи, а
где фрукты! Поможем Маше (дети раскладывают в одну тарелку фрукты, в другую
овощи)?
- молодцы ребята, правильно определили, где фрукта – а
где овощи.
Теперь ты, Маша, знаешь, где фрукты, а где овощи?
- а теперь, садись, занятие наше продолжается.
Беседа по картинкам.
- В. А сейчас дети, мы расскажем Маше про разные
растения. (показывает карточки комнатных растений, цветника, огорода).
Спрашивает:
- что это? Или как называется это растение?
- что будет если растение не поливать?
- живое ли растение? Как догадался что оно живое?
- дидактическая игра: «Путаница» (карточки с
изображением частей растений).
- задание: сложи правильно, как бывает? Маша,
перепутала части растения и все сложила неверно.
Вопросы.
- можно ли так сложить? Почему нельзя? Поможем Маше
сложить правильно.
Физкультминутка.
Подвижная игра «Зайки - мышки».
- назови что это (повторить и назвать ту или иную
части растений)?
- в. показывает карточку, спрашивает.
- кто это (если ребенок затрудняется с ответом –
попросить показать где корова, лошадь, лиса…)?
- где живет (дикие, домашние животные)?
- что это (показывает ту, или иную часть тела
животного)?
- живое ли это (показ животного)?
- как догадался что живое?
Дидактическая игра: «Покорми животное». Предложить
выбрать то, что любит животное и покормить его (трава, морковь, молоко, мясо…).
- ребята, давайте мы покажем и расскажем кукле Маше,
как мы узнаем времена года (по очереди вывешивают картины
«Осень», «Зима»).
«Зима».
- какое время года нарисовано на картине? Как вы
догадались, что это осень? Зима?
- дети называют приметы осени, зимы (листья желтеют,
опадают, похолодало, выпал снег,
мороз…).
Кукла отвечает, что ей очень понравились ваши ответы,
вы молодцы, все знаете – за это я вам хочу подарить
игру, чтобы вы стали знатоками
Итоговое мероприятие за 2 полугодие с детьми 3-4 лет
по экологическому образованию
Цель: 1.выявить
первоначальное представление о лесе и его обитателях: зайце, волке, медведе,
лисе (лес – место где растет много деревьев, заяц живет в лесу, зимой ест
ветки, грызет кору деревьев. Он - белого цвета, норы не имеет, прячется и спит
под, под деревьями. Волк тоже живет в лесу, охотится за зайцами и другими
животными. Медведь зимой спит под снегом в берлоге. Лиса - бегает по лесу
охотится за зайцем.
2.Уточнить знания детей о домашних животных - лошадь с
жеребенком, корова, коза, кошка, собака: их облике, отличительных особенностях,
о том, что они живут в деревне в сарае у хозяина. Он их кормит, поит, лечит.
3. Выявить знания детей об овощах и фруктах (различать
их по названию, особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха, где
произрастают и как они влияют на здоровье человека)
4 выявить знания детей о знакомых комнатных растениях
- бальзамин, колеус, фикус; называть части растений - листья, стебли, цветы,
знать, что корни в земле, что они живые, им нужны хорошие условия: вода, много
света, тепло.
5 Выявить умения у детей узнавать время года по
картинке и называть простейшие признаки
зимы и весны. Зима – холодно, мороз, часто идет снег, люди надевают
теплую одежду. Весна – солнце светит ярко, снег тает, бегут ручьи, много луж.
Продолжать воспитывать у детей доброе и заботливое
отношение к природе
Материал:
Панно «Зимний лес», фигурки зайца, волка, лисы,
медведя, Колобок, комнатные растения, фигурки домашних животных, заранее из
строительного материала построить загон. Иллюстрации о зиме и весне.
Ход
В
группу «приходит» Колобок. Он здоровается с детьми, который уже сидят на
стульях. Воспитатель обращается к игрушке: «Колобок, ты в лесу был летом,
потому что бабушка испекла тебя летом. А сейчас зима, все покрыто снегом,
холодно. Хочешь узнать, что происходит в лесу зимой? Воспитатель ставит панно
«Зимний лес», поясняет, что в лесу растет много разных деревьев: елки, березы и
др.; зимой все деревья и земля покрыты снегом. Предлагает Колобку посмотреть на
панно – ведь он тоже не знает, как выглядит лес зимой.
Затем
он спрашивает о том, кто живет в лесу?
Зайцы – они не игрушечные, а настоящие. Летом они серые, а зимой они какие?
Почему? Чем они питаются в лесу зимой? Грызут кору деревьев и ветки. Им хочется травы поесть, но зимой ее не бывает.
Воспитатель действует с фигурками зайцев
и панорамой: изображает, как они бегают, как грызут кору, как лежат на снегу
или под елкой. При этом не забывает обращаться
и к детям, и к Колобку.
Затем, посадив детей на стулья, воспитатель
спрашивает, кто это показывает картинку волка. Какой он (серый, большой, у него
есть пасть с острыми зубами; он тоже живет в лесу, норы не делает, рыщет, за
зайцами охотится). Воспитатель изображает на панно, как волк рыщет,
принюхивается, не пахнет ли зайцем; как заяц прячется за елками. Не забывает
вовлекать в диалог Колобка.
Воспитатель спрашивает у Колобка, с кем он еще
встречался, пока катился по лесной тропинке. Колобок «вспоминает», что его
хотели съесть медведь и лиса. Воспитатель спрашивает о том, как живут эти звери
зимой: фигурку медведя укладывает под елку и заклеивает поверх белой бумагой –
это берлога, в которой медведь спит всю зиму. Потом показывает картинку: зимний
лес, лису, медвежью берлогу. Оставляет картину и панораму в группе до вечера.
Физкультминутка:
Скачет
зайка маленький
Около
завалинки.
Быстро
скачет зайка –
Ты
его поймай-ка.
Затем Колобок увидел, что на столе стоят комнатные
растения. Подходит к каждому и спрашивает что это за растения? Как они
называются. Как ухаживают за ними? Рассматривает их, спрашивает, сто есть у
растений? Живые они или нет? Почему?
Затем
Колобок проходит к постройке (предварительно построенному загону). Воспитатель
ставит фигурку лошади с жеребенком в загон, спрашивает у детей, кто на ней
изображен, предлагает показать части тела лошади, сравнивает лошадь с
жеребенком. Затем дети рассказывают, чем кормят лошадь, чем поят.
Рассматривают
корову с теленком, козу с козленком. Все эти животные – домашние, потому что
живут рядом с человеком.
Игра:
«Кто как кричит» - дети хором изображают крики животных.
Колобок
предлагает поиграть с ним.
Проводит
игру «Угадай». По очереди вывешивает картины о зиме (весне) и спрашивает, какое
время года, как вы догадались что зима (весна). Что бывает зимой (весной).
Какое время года вы любите. Почему? Колобок хвалит детей за хорошие знания и
предлагает детям поиграть с персонажами.