Цель: Выявить
закрепить и обобщить знания детей о признаках живой и неживой природы:
1. Живая природа: жизнь растений, птиц, животных,
насекомых, рыб в разное время года. Закрепить знания детей о растениях, уметь
их классифицировать (деревья, кусты, травы, комнатные растения). Выявить у
детей знания,: какие условия нужны для жизни растений и как растения переносят
разные сезоны года осень, зиму.
2. Неживой природы: о признаках времен года – осени и
зимы на примере свойств снега, солнца, почвы. Обобщить признаки неживой
природы, их свойств.
3.Закрепить знания детей о труде взрослых в осеннее и
зимнее время года.
4. Продолжать воспитывать у детей доброе, заботливое
отношение к природе.
Оборудование:
Фишки, 1 – конвертов с наглядным материалом.
Дидактические игры: «Узнай растение», «Рассели животных».Стихотворение: «Зима»
И.Сурикова «Осень» А.Плещеева.
Правила.
· В процессе игр нельзя подсказывать друг другу.
· Тот, кто знает, должен поднять руку.
· Если кто-то не ответил, ход переходит к другому.
· Нельзя смеяться, если ответ неправильный.
Ход занятия.
- Сегодня, ребята, у нас очень интересное занятие, и
называется оно «Экологический ринг».
- мы узнаем, кто лучше всех знает природу.
- а чтобы было всем интересно. Давайте разделимся на 2
команды и придумаем им названия («Знатоки», «Почемучки»). Напомнить, что за
правильный ответ команда получает фишку. Лучшей командой считается та, у
которой больше будет фишек.
I. Итак,
начинаем викторину! Вот первое задание, а какое – отгадайте загадку и узнаете,
о ком мы будем сейчас говорить.
«В зимний день, среди ветвей,
Стол накрыли для гостей» (Кормушка).
- какие птицы прилетают на кормушку подкормиться
зимой? Назовите их.
- почему они называются зимующие?
- какие птицы еще бывают (перелетные)?
- почему некоторые птицы улетают в теплые края (нет
корма, холодно)?
- назовите таких птиц, которые приближаются к жилью
человека зимой (кочующие)?
- почему они кочуют (легче найти корм, укрыться от
холода)?
- чем птицы отличаются от других животных (имеют клюв,
крылья, туловище - покрытое перьями)?
- как можно помочь птицам в зимний период.
Молодцы, ребята, у вас хорошие знания о птицах (дети
за правильные ответы получают фишки)?
II. Наш
экологический ринг продолжается, я хочу предложить новую игру которая
называется «Узнай растение».
Каждая команда получает конверт с иллюстрациями
деревьев, кустарников, трав и комнатных растений.
Правила игры: Каждая команда называет и делит все
растения на 4 группы. Нужно объяснить свои действия, отвечая на вопросы:
- назвать растение;
- определить к какому виду относится, почему?;
- какие части есть у растений (дерева, куста, травы);
- чем отличается дерево от травы; от кустарника, от
комнатного растения.
- какие условия нужны для развития растений (тепло,
свет, влага, почва)?
- как можно уберечь растения от гибели (нельзя рвать
цветы, ломать ветки, ухаживать за ними)? Дети за правильные ответы получают
фишки.
III Физкультминутка
На
лужайке по утру, мы затеяли игру.
Я
- подснежник, ты – вьюнок,
Становитесь
в наш кружок.
1,
2, 3, 4, раздвигайте руки шире,
А
теперь – мы ручейки -
Побежим
в перегонки.
Прямо
к озеру бежим,
Мы
спешим, спешим, спешим
VI. Наш
экологический ринг продолжается, я хочу предложить следующую игру: «Рассели
животных». Каждая команда называет животного,
определяет его место жительства и объясняет свои действия классифицируя
животных: (животные, рыбы, насекомые).
- назови общие признаки животных (4 ноги, туловище
покрыто шерстью).
- по каким признакам можно узнать рыб (туловище
плоское, покрыто чешуей, есть плавники)?
- каких насекомых ты знаешь и что общего у них (6 ног,
туловище покрыто волосками, туловище состоит из 3-х частей)?
Но все эти животные очень похожи. Чем (они живые,
дышат, питаются, двигаются, приносят потомство)?
Дети за правильные ответы получают фишки.
V. Наш
экологический ринг продолжается. О каком времени года говорится в
стихотворении?
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты
А.Плещеев
- назови признаки осени.
- какие изменения происходят с растениями осенью?
- как осенью готовятся к зиме дикие - домашние
животные, птицы, рыбы, насекомые? Например: заяц, медведь, муравьи, бабочки и
т.д.
- какую работу проводят люди осенью (заготавливают на
зиму овощи, фрукты, для домашних животных заготавливают корм, пашут поля,
сажают деревья, кусты и т.д.)?
Слушаем следующее стихотворение:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложиться …
И.Суриков.
- о каком времени года говорится в этом стихотворении?
- назови признаки зимы (холод, мороз осадки в виде
снега, метель …)?
- какие изменения происходят с растениями зимой?
- как проводит зиму животные (медведь, волк, заяц,
белка. Почему?)?
- как проводят зиму домашние животные?
- как зимуют насекомые? Почему (прячутся, спят)?
- как зимуют рыбы в реках, озерах? (опускаются на дно,
мало двигаются, почти не едят)?
- какую работу проводят люди зимой?
Дети за правильные ответы получают фишки.
Наш ринг продолжается. Мы должны с вами выяснить, что
относится к неживой природе?
- назовите ее основные признаки.
- какими свойствами обладает неживая природа?
(например - почва плодородная, на ней все растет. Солнце – согревает, освещает,
дает силу для роста растений и т.п. Вода? В каком состоянии бывает осенью и
зимой (жидкая и твердая). Какие осадки выпадают осенью и зимой? Как снег
помогает растениям и диким животным пережить холодное время года (укрывает
корни растений от вымерзания, животным дает кров: медведю, мышам…)?
Дети за правильные ответы получают фишки.
На все вопросы вы ответили. Давайте подведем итог, у
кого больше фишек за правильные ответы. Чья команда стала победителем? Пожелать
ребятам, чтобы они смотрели на природу так – как смотрит друг – глазами доброго
человека!
Не забывайте эти правила:
- никогда не лазайте на деревья, они живые!
- не разоряйте гнезд!
- не забывайте счищать снег с кормушек, подсыпать
корм, но так, чтобы не спугнуть птиц.
- не вредите никаким животным, каждая особь хочет
жить, даже маленькая букашка!
- не лишайте землю красоты! Трудитесь на ней!
Мне хочется, чтобы эти слова остались в сердце каждого
из вас!
Итоговое мероприятие за 2 полугодие с детьми 6-7 лет
по экологическому образованию
Цель: Выявить и уточнить представления детей о лесе. Это
сообщество растений и животных проживающих вместе на одной территории. Жизнь
всех обитателей зависит друг от друга. Главные в лесу деревья. Под ними растут
кустарники. Травы, ягоды, цветы грибы. В лесу на земле, на деревьях, кустах
живет много животных, там они находят пищу, могут прятаться, строить гнезда и
убежища.
Выявить знания детей о признаках времен года – зимы и
весны. Уточнить представления детей о зиме – как сезоне неблагоприятном для
жизни животных и растений в природе. Зима – холод, мороз, земля покрыта снегом,
вода покрылась льдом, очень мало света, так как день короткий. Уточнить и
расширить представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время
– трогаются в рост деревья, просыпаются животные, все устраивают свои гнезда,
выводят потомство. Весна для всех создает хорошие условия. Много света, тепла и
пищи.
Уточнить представления детей о водоеме, в котором
живут разные животные и растения. На воде живет много птиц, которые находят
пищу, кров, выводят потомство.
Уточнить представления детей о домашних животных -
собаке, кошке, с какой целью их держат.
Уточнить представления детей о природоохранной
деятельности людей – создают заповедники, территории на которых животные и растения охраняются.
Уточнить представления детей о Красной Книге Югры.
Показать и назвать местные растения, животных, птиц – которые находятся под
охраной
Уточнить
представления детей о человеке, о назначении отдельных его частей и органов –
что внутри тела есть скелет, сердце, легкие – что все органы важны для
человека, что организм надо укреплять и развивать.
Оборудование:
Картины: волчья стая зимой, панно «Зимний лес»,
Красная Книга Югры, иллюстрации зима (весна) в лесу, о заповедниках, кукла
Айболит, иллюстрации человека,
Ход занятия.
Дети идут на выставку картин «Зима в лесу».
Рассматривают Катрины и выявляют что такое лес? Лес – это многоэтажный дом, в
котором на разных этажах живет много растений и животных - в лесу на земле, на
деревьях, кустах живет много животных, там они находят пищу, могут прятаться,
строить гнезда и убежища. Почему они нужны друг другу? Как они зависят друг от
друга? Что главное в лесу? Какую пользу приносит лес человеку?
Спрашивает, какие деревья, кустарники растут в лесу?
Как их можно узнать зимой? Как животные проводят зиму в лесу - медведь, волк,
лиса, заяц. Почему они нужны друг другу?
Далее переходят к рассматриванию весенних картин.
Какое время года изображено на картинах – весна. Как вы узнали? Что происходить
с деревьями кустами и деревьями весной? Что происходит весной в лесу с
животными, птицами - устраивают свои гнезда, выводят потомство. Какие условия
для животных и растений создает весна.
Уточнить представление детей о кошке и собаке как
домашних животных: живет вместе с человеком, с какой целью хозяин держит
животных в доме? Как помогает собака (кошка) человеку.
Воспитатель
подводит детей к следующим картинам – разные виды водоемов (океан, море, озеро,
река…). Беседует вопросам: Что такое водоем? Кто живет в воде? Почему эти
животные не могут жить на суше? Каких птиц вы знаете, которые живут на воде?
Почему они здесь живут?
Воспитатель вносит персонаж Айболита и говорит от
имени куклы.»Дети, я хочу проверить, что вы знаете о своем теле, о своем
здоровье и дать вам несколько советов». Рассматриваю иллюстрации человека и
называют части тела. Далее Айболит обращает внимание на внутренние органы. Они
находят сердце и слушают, как оно бьется. Подчеркивают, что сердце главный
орган, который перегоняет по всему телу кровь. Определяют легкие через вдох и
выдох. Выяснят, что нужно делать человеку, чтобы быть здоровым – закаляться,
заниматься спортом и т.д.
Экскурсия по картинной галерее продолжается. Дети
подходят к стенду, где находится Красная Книга Югры и иллюстрации заповедников.
Спрашивает Почему эта книга красного цвета? Что обозначает красный цвет? Каких
вы знаете животных, птиц, растений
внесенных в Красную книгу? Как люди сохраняют редкие виды животных? Как
мы с вами можем помочь природе?
На этом наше путешествие по картинной галерее
заканчивается. Воспитатель предлагает детям пройти за столы и нарисовать
рисунок о том, как мы можем украсить Землю…