Цель: Выявить, закрепить и уточнить представления детей о живой природе:
·
узнавать и
называть 3-4 вида домашних и диких животных и их детенышей; 3-4 вида птиц –
диких, домашних; различать и называть рыб, насекомых (бабочка, стрекоза,
золотая рыбка);
·
о частях тела и
их особенностях, об образе жизни, месте обитания, способов передвижения,
чем питаются и как добывают корм (заяц, белка, медведь);
·
знают ли 3-4 вида
растений (комнатных растений, цветника, огорода, леса); их основные части,
включая корень; их особенности (цвет величину, форму и другие признаки);
·
осознают ли
необходимость поливки, очистки растений от пыли, рыхлении, связывают ли способы
ухода с потребностью во влаге, свете, почвенном питании,
·
выявить и
обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе их признаках:
-
осень – на деревьях желтеют листья, бывает листопад, часто идет дождь,
похолодало.
- зимы – кругом снег, холодно, мороз, часто идет снег.
·
Выявить знания
детей о неживой природе и ее признаках (не дышит, не питается, не
размножается).
·
Воспитывать у
детей гуманное бережное отношение к природе.
Материал:
Д/игра: «Путаница», иллюстрации времен года
осени-зимы, картинки с изображением животных разной классификации, камни,
песок.
Ход занятия
- Сегодня мы с
вами ребята, совершим путешествие в природу. А начнется наше путешествие с
первой остановки «Животные».
Воспитатель
показывает детям карточки животных, дети называют их:
- назови кто это (по мере названия животных, карточки
вывешиваются)?
- найди детеныша животного и скажи, как его называют
(у коровы – теленок, у лошади жеребенок и т.д.…)?
- какие части тела есть у рыбы, птицы, зайца?
- где живет, что ест, кто кормит это животное (или где
находит пищу)?
- как передвигается (почему птица летает, а заяц не
может летать; лягушка прыгает, а медведь ходит)?
- живые ли животные?
- как догадался?
- что бывает с птицами зимой:
·
все ли остаются
зимовать?
·
почему улетают
скворцы, ласточки?
-
как зимует медведь, бабочка, лягушка? Почему?
Путешествие
наше продолжается. Следующая остановка «Растения».
Беседа
по карточкам.
-
как называют это растение?
-
что нужно делать, чтобы растение хорошо росло?
-
живые ли растения? Почему так думаешь?
-
найди картинку, где изображено растение осенью-зимой.
-
как догадался?
-
почему осенью все растения желтые, сухие, не цветут.
-
почему зимой нет листьев на деревьях.
Проводится
дидактическая игра «Путаница». Выявить знания детей о частях растений, их
расположений.
Вопросы:
-
назови что это (части растений),
-
можно ли их расположить так, перепутать? Почему?
-
сделай правильно и объясни, почему именно так нужно расположить части растений.
Физкультминутка.
«Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
А потом они играли
Дружно ноги поднимали
Вот так, вот так,
Дружно ноги поднимали»
Путешествие наше продолжается. Следующая остановка -
«Времена года».
- какое время года изображено на картине?
- как ты догадался?
- назови приметы осени (холодает, часто идут дожди,
лмстья желтеют и опадают).
- назвать приметы зимы (кругом снег, мороз, часто идет
снег).
Следующая остановка «Неживая природа».
- что относится к неживой природе?
- послушайте загадку:
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без … (воды)
- что вы можете рассказать о воде?
- послушайте другую загадку
- (загадка о песке)
- какими свойствами обладает песок?
- послушайте еще одну загадку
- (загадка о камне)
- какими свойствами обладают камни?
- итак, давайте еще раз назовем признаки неживой
природы
- молодцы ребята, вы меня сегодня очень порадовали. Я
очень довольна вашими ответами. Наше путешествие закончено.
Итоговое мероприятие за 2 полугодие для детей 4-5 лет
по экологическому образованию
Цель: Уточнить расширить
представления детей о домашних животных (кошке, собаке, , домашних
птицах – курах, утках, гусях)
Уточнить представления детей что вода очень нужна для всех живых существ. Без нее не
могут жить растения животные, человек. В большом городе вода приходит в дом по
трубам водопровода.
Уточнить и выяснить знания детей о лесе, о жизни
лесных растений, животных в зимнее время.
Уточнить представления детей о жизни леса в весенний
период – становится теплее, тает снег, образуется много воды, которая
впитывается в землю, поэтому начинают набухать почки на деревьях и кустарниках,
появляется первая трава, оживает жизнь в лесу. От спячки просыпается медведь,
заяц и белка линяют, все звери заводят потомства, прилетают птицы с теплых
краев, строят гнезда.
Уточнить и расширить представления о животных зоопарка – названия, внешний
облик, повадки, условия жизни.
Воспитывать у детей любознательность, интерес к
природе.
Материал: Картины их серии «Диких животных», «Детки в клетке».
Фигурки животных, иллюстрации птиц, комнатные растения – колеус, фикус,
бальзамин, зимние и весенние пейзажи, стихотворение С.Я.Маршака «Где обедал
воробей»
Ход
Игровая мотивация. В группу приходит курочка Ряба.
Воспитатель от лица курочки просит вспомнить каких домашних птиц дети знают.
Где они живут? Чем питаются? Какие звуки издают и как передвигаются? Чем
отличаются взрослые особи от детенышей? Чем они питаются – зерно, воду?
Ребята, а кому еще нужна вода? А сейчас мы вместе с
курочкой обойдем группу, чтобы выяснить, Кому
и зачем нужна вода. Делают остановки, спрашивает детей и уточняет их
ответы:
- возле
растений (их надо поливать, они живые , без воды засохнут);
- около аквариума – рыбки живут в воде, без нее
погибнут, им надо много воды, чтобы плавать;
- около попугая, он пьет воду, ему нужна каждый день чистая
вода;
- около мойки – помощнику воспитателю надо много воды,
чтобы мыть посуду;
- рядом с игровым уголком – вода нужна чтобы мыть
грязные игрушки, стирать грязное белье;
- около туалета – вода нужна постоянно, чтобы мыть
руки и лицо.
А откуда приходит в детский сад вода? (по трубам)
Ребята, а во что превращается вода зимой? Воспитатель
показывает детям иллюстрацию зимнего леса, спрашивает, как переносят зиму
растения (не растут, деревья стоят без листьев все в снегу). Как живут в
зимнем лесу дикие животные – заяц, медведь, белка, волк.
Предполагаемые
вопросы:
- почему заяц меняет свою шубу зимой? – чем питается?
– Как скрывается от врагов? Почему медведь зимой спит? Почему белка делает
запасы на зиму? Почему волки собираются в стаи зимой.
Затем, курочка Ряба приглашает детей на прогулку в
весенний лес. Воспитатель подводит детей к иллюстрациям с изображением весенней
жизни в лесу. Предполагаемые вопросы. – Как оживает природа весной? Что
происходит с животными весной в лесу? Откуда прилетают птицы. Почему? Чем они
занимаются весной?
Ребята, посмотрите, курочка нам, что-то принесла. Она
показывает книгу С.Я.Маршака «Где обедал воробей». От лица курочки воспитатель
читает стихотворение. Какие животные живут в зоопарке? Чем питаются животные в
зоопарке? В каких условиях живут?
Курочка Ряба поблагодарит детей за хорошие знания,
рада, что она многому от них научилась?