Воскресенье, 19.05.2024, 22:08
Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Законодательство [5]
Структура основной общеобразовательной Программы [6]
к кадровому обеспечению [14]
к материально-техническому обеспечению [10]
к учебно-материальному обеспечению [7]
к медико-социальному обеспечению [2]
к информационно-методическому обеспечению [5]
к психолого-педагогическому обеспечению [21]
к финансовому обеспечению [1]
Наш опрос
Оцените наш справочник
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МЕТОДИКА "ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА" (разработана Н.И.Гуткиной)
02.11.2012, 11:34
Внутренняя позиция школьника - это новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне.* В исследованиях по изучению этого новообразования дошко-льного возраста 2 было установлено, что в игре в школу дети, ха-рактеризующиеся наличием внутренней позиции школьника, предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все со-держание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.). Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности — игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы и т.д. Это связано с тем, что как показали исследования-Д.Б.Эльконина, центральным моментом в игре дошкольников всегда становится самое важное для них в разыгрываемом событии. При этом самые значимые моменты наиболее развернуты и реалистичны в игре. Соответственно незначимым моментам уделяется мало внимания. С точки зрения Л.И.Божович, эксперимен-тальная игра в школу может показать, что прежде всего привлекает будущих первоклассников в их новой школьной жизни. Таким образом, внутреннюю позицию школьника можно выявить в игре, но этот путь занимает слишком много времени. В том же исследовании было показано, что игра может быть заменена специальной экспериментальной беседой, дающей анало-гичный результат. На основании вышеизложенного автором данной диагностической программы была разработана беседа, включающая вопро-сы, косвенным образом позволяющие определить наличие познавательной и учебной мотивации у ребенка. Беседа состоит из 12 вопросов (см. Стимульный материал). Шесть вопросов являются ключевыми, то есть в зависимости от ответа ребенка на эти вопросы делается заключение о наличии или отсутствии у него внутренней позиции школьника. Шесть вопросов не являются ключевыми, но они дают информацию о познавательном интересе испытуемого, об уровне его развития и о том, как он реагирует на трудности в работе. Знание этих осо-бенностей ребенка необходимо при развивающей работе с ним. Ключевыми вопросами являются вопросы 1 (только в случае отрицательного ответа), 2,7, 10,11,12. В вопросе 2 ребенок, не стремящийся в школу, обычно дает утвердительный ответ. В случае отрицательного ответа испытуе-мого надо спросить, почему он не хочет еще на год остаться в детском саду (для детей, не посещающих детский сад, - "дома"). Бывают случаи, когда нежелание остаться в детском саду связано с тем, что ребенку там плохо, а не со стремлением пойти в школу. В вопросе 7 важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу. Часть детей говорит, что они хотят ходить в школу, чтобы научиться читать, писать и т.д. Такой ответ свидетельствует о наличии учебной мотивации. Но не-которые ребята отвечают, что они хотят в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., то есть желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка. Иногда дети говорят, что они хотят в школу, потому что там у них будет много друзей. Такой ответ прежде всего свидельствует о неудовлетворенной потребности в общении, но при этом у ребенка может быть и учебная мотивация. Поэтому дополнительно испытуемого надо спросить: "А еще почему ты хо-чешь идти в школу?" Если при дополнительном вопросе он затрудняется с ответом, то скорее всего учебная мотивация развита у него недостаточно. Вопрос 7 также задается и тем детям, которые на вопрос 1 ответили, что они не хотят ходить в школу. В этом случае отмечается реакция ребенка, например, эмоциональность, с которой он напоминает, что он не хочет в школу. Отвечая на вопрос 10, ребенок с внутренней позицией школьника не соглашается не ходить в школу. Из ответа на вопрос "по-чему его не устроит не ходить в школу" становится ясно, насколько сформирована у него учебная мотивация. Так, если он говорит, что принадлежности нужны для школы, а дома он их сломает, испачкает, то такой ответ свидетельствует о слабой выраженности учебных мотивов. Если испытуемый говорит, что дома он ничему не научится, то такой ответ свидетельствует в пользу наличия учебных мотивов. Бывает, что ребенок соглашается с предложением не ходить в школу, объясняя свое согласие тем, что дома бабушка или кто-то еще всему научит. Такой ответ показывает отсутствие внутренней позиции школьника, хотя не исключает выраженную познавательную потребность. Ребенок действительно учится многому дома, а потребности в социальном статусе учени-ка у него нет, то есть нет социальных мотивов учения Если, отвечая на вопрос 11, дети выбирают роль ученика и объясняют свое желание тем, что ученик всему учится, то такой ответ свидетельствует о наличии внутренней позиции школьни-ка. Он обычно согласуется с ответом на вопрос 12, когда дети выражают желание, чтобы урок был длиннее перемены, так как иначе ничему не научишься. Если, отвечая на вопрос 11, ребята выбирают роль учителя и объясняют свое желание тем, что учитель много знает или учи-тель главный в школе и т.д., то такой ответ говорит об отсутствии внутренней позиции школьника. Он обычно согласуется с отве-том на вопрос 12, когда дети выражают желание, чтобы перемена была длиннее урока, при этом объяснение может отсутствовать или строится на том, что на перемене можно поиграть, отдохнуть, на перемене интереснее и т.д. Бывает, что в ответе на вопрос 11 ребенок выбирает роль ученика, объясняя свой выбор тем, что учеником быть легче, чем учителем или вообще не может объяснить свой ответ. А в вопросе 12 он хочет, чтобы перемена была длиннее, чем урок, так как на уроке трудно, быстро устаешь, а на перемене можно отдохнуть, побегать с ребятами. Такое соотношение ответов также свидетельствует об отсутствии внутренней позиции школьника. Иногда встречаются испытуемые, выбирающие в вопросе 11 роль учителя без объяснений или объясняя свой выбор тем, что учитель много знает, учитель - взрослый и т.д. А в вопросе 12 они хотят, чтобы урок был длиннее, так как на уроке учитель учит. В этом случае, видимо, оба ответа также говорят о несфор-мированности внутренней позиции школьника, а урок выбирается как деятельность учителя, о которой испытуемые имеют свое представление, как и о деятельности врача, продавца и т.д. Неключевыми являются вопросы 1 (в случае утвердительного ответа), 3,4, 5, 6, 8,9. Вопрос 1 в случае утвердительного ответа ребенка не всегда является информативным, поскольку такой ответ может быть за-ученным перед собеседованием при поступлении в школу. Вопрос 3 позволяет выяснить интересы ребенка: чем ему больше нравится заниматься. По ответам на этот вопрос дети делятся на три группы: одним больше всего нравятся занятия по типу школьных (чтение, арифметика); другим - физкультура, танцы; третьим - эстетические занятия (рисование, аппликация и т.д.) Вопросы 4, 5, 6 направлены на выявление познавательного интереса ребенка, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос 6 о любимых книгах. Дети с хорошим уровнем развития обычно в качестве любимых книг называют произведения, ставшие детской классикой и соответствующие их возрасту ("Приключения Незнайки", "Волшебник Изумрудного города", "Приключения Винни-Пуха" и т.д.). Дети с низким уровнем развития называют комиксы или простые сказки ("Курочка Ряба", "Теремок" и т.д.) Вопрос о любимых книгах обязательно должен задаваться во множественном числе, потому что, спросив ребенка, какая у него -любимая книга, мы ставим его в трудную ситуацию выбора одного единственного произведения, в результате чего он может вообще отказаться от ответа. Отрицательные ответы на вопросы 4 и 5 могут свидетельство¬вать как о слабом познавательном интересе, так и о том, что ребенок уже сам умеет читать, а потому не любит, когда ему читают вслух, и не просит, чтобы ему почитали. Таким образом, чтобы выяснить смысл отрицательных ответов испытуемого на эти вопросы, необходимо спросить его, почему он не любит и не хочет, чтобы ему читали. Бывает, что испытуемый говорит, что он любит, когда ему читают, но сам почитать не просит, так как мама очень занята. Такой ответ не должен интерпретироваться с точки зрения слабого познавательного интереса ребенка. Вопрос 8 не является информативным, поскольку мы не можем знать, действительно ли так поступает ребенок, как он отвечает, но вместе с тем, этот вопрос дает некоторое представление о том, как ребенок реагирует на трудности в работе. Вопрос 9 не является информативным, поскольку всем детям нравятся школьные принадлежности. Если внутреннюю позицию школьника определяют, когда ребенок уже учится в первом классе, то вопросы 1, 2, 3 и 7 звучат следующим образом: 1. Ты хочешь ходить в школу? (В случае отрицательного ответа спросить; "Почему?") 2. Ты хочешь вместо школы опять ходить в детский сад (быть дома)? Почему? 3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? 7. Почему ты хочешь ходить в школу? 12 Для того, чтобы сделать вывод о наличии или отсутствии внутренней позиции школьника у ребенка, необходимо проана-лизировать его ответы на ключевые вопросы. Положительный вывод делается, если на все ключевые вопросы ребенок дает от-веты, свидетельствующие о наличии внутренней позиции школьника. Отрицательный вьюод делается, если на все ключевые вопросы испытуемый дает ответы, свидетельствующие об отсутствии внутренней позиции школьника. Если часть ответов говорит в пользу внутренней позиции школьника, а часть - против нее, то делается вывод, что внутренняя позиция школьника находится в стадии формирования. Ответы на неключевые вопросы позволяют лучше предста-вить особенности познавательного интереса детей.
Категория: к психолого-педагогическому обеспечению | Добавил: Sияние_zвездЫ
Просмотров: 3454 | Загрузок: 0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz