Воспитатель (включая старшего)
Должностные обязанности.
Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и
их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах
продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях. Содействует созданию
благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования
личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их
воспитания. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей,
интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их
учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку
домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический
климат для каждого обучающегося, воспитанника. Способствует развитию общения
обучающихся, воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать
проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их
заменяющими). Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной
деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего
требованиям федерального государственного образовательного стандарта,
федеральным государственным образовательным требованиям. Содействует получению
дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков,
клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В
соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся,
воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся,
воспитанников. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет
ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного
процесса. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и
воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.
Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся,
воспитанников. Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников
ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с
учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками,
родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников. На основе
изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует
и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями
здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).
Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя.
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах
методической работы, в работе по проведению родительских собраний,
оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по
совершенствованию образовательного процесса. Обеспечивает охрану жизни и здоровья
обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет
правила по охране труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей
старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по
должности воспитателя*(3),
осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в
проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения.
Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового
педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их
творческих инициатив.
Должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную
деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и
социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные
особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы
и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; педагогическую
этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени
обучающихся, воспитанников; методы управления образовательными системами;
формирования основных составляющих компетентности (профессиональной,
коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические
технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения,
реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей
позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного
возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения; основы экологии, экономики, социологии, трудовое законодательство;
основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной
почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего
трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и
пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по
направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления
требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по
направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления
требований к стажу работы.
Для старшего воспитателя - высшее профессиональное
образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и
стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.
|