Учитель-дефектолог, учитель-логопед
Должностные обязанности.
Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в
развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе
находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях,
создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и
поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением
опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно
отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья). Осуществляет
обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень
выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для
занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников.
Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в
развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с
учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает
занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их
заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию.
Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного
выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные
программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния
обучающихся, воспитанников. Изучает индивидуальные особенности, способности,
интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для
обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их
познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования
компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства
обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а
также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки
обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального
государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям.
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной
гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и
свободы обучающихся, воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья
обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в
работе педагогических, методических советов, других формах методической работы,
в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и
других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и
проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их
заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную,
физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и
специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические
основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в
развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по
вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую
литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в
развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила
по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления
образовательными системами; методы формирования основных составляющих
компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного,
развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения,
аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися,
воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими),
коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения; основы экологии, экономики; социологии; трудовое
законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными
таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила
по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления
требований к стажу работы.
|