Среда, 08.05.2024, 00:59
Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Законодательство [5]
Структура основной общеобразовательной Программы [6]
к кадровому обеспечению [14]
к материально-техническому обеспечению [10]
к учебно-материальному обеспечению [7]
к медико-социальному обеспечению [2]
к информационно-методическому обеспечению [5]
к психолого-педагогическому обеспечению [21]
к финансовому обеспечению [1]
Наш опрос
Оцените наш справочник
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Предметно-развивающая среда Программы "Радуга"
07.11.2012, 11:24

Пространственно-предметный компонент

            В работе В.В. Давыдова и Л.Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»: «Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка»; «Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты»; «Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого».

Основные принципы построения развивающей среды

 1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии - ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»). Использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды: использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.

3. Принцип стабильности – динамичности - ориентирован на создание условий для изменение в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности: использование сборно-разборной мебели, игрушечной мебели, емкостей для хранения игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

      Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой): использование игрового спортивного оборудования, игровых столов сложной конфигурации, мебель – трансформер, вертикальных разделителей, кукольного театра, костюмерной, игрушек – заменителей.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования - реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы  ребенка, место отдыха, место уединения.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет. Что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды: использование больших ярких игрушек из винила и кожи, ткани, пластика, элементов образного декора.

6. Принцип «половых и возрастных» различий, реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами: создание специализированных игровых зон.

7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе: темы; сюжета; необходимых игрушек; места; времени.

8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития»:  содержать предметы и материалы известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы.

Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому необходимо придерживаться некоторых критериев при отборе материалов.

 Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования

     В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования РФ совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.

Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:

· провоцировать ребенка на агрессивное действие;

· вызывать проявление жестокости  по отношению к игрушкам и к персонажам игры (людям, животным);

· провоцировать игровые сюжеты, связанные  с безнравственностью и насилием;

·вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

остроумность образного решения (дизайн, высокий  художественно-эстетический уровень);

· многовариативность;

·обобщенность;

·открытость (возможность придумывать новые задания);

·полифункциональность (возможность широкого использования  в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);

· дидактические свойства;

·разнообразие по уровню сложности;

· возможность применения группой детей;

· использование различных фактур;

· методические рекомендации.

Наконец, предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.

 

Концепция программы «Радуга» (автор Т.Н. Доронова) позволяет в полном объеме сохранить здоровье детей, а созданные условия способствуют полноценному своевременному психическому развитию, дают возможность каждому ребенку самореализоваться, чувствовать себя комфортно в течение дня.

Жизнедеятельность в группе строится на событиях, объединяющих взрослых и детей. Сказочные персонажи, постоянные жители группы, помогают растить детей здоровыми, жизнерадостными, самостоятельными.

Традиции – одно из составляющих пространственной среды в группе. Они создают благоприятный психологический климат, дружеское доверительное общение детей друг с другом, со взрослыми, с родителями.

Такие традиции как  «Утро радостных встреч» по понедельникам, ежедневные «Приветствия», «Дарение подарков» позволяют  подчеркнуть значимость каждого ребенка, высказать свою радость за то, что мы вместе здесь и сейчас.

На «Вечерних посиделках», подводя итог прошедшего дня в группе,  вспоминаются  добрые дела каждого ребенка и всех в целом. Благодаря этой деятельности у ребенка формируется положительный образ «Я», дружелюбие, создается позитивная мотивация к завтрашнему дню.

Традиция «Сладкий вечер», проводимая по средам, дает большие возможности привлечь взрослых к жизни группы. Во время чайной церемонии за общим столом встречаемся с интересными людьми.  В гости приходят бывшие выпускники, они играют с детьми, рассказывают, как они жили в группе, показывают свои фотографии. Сотрудники и родители в непринужденной обстановке делятся своим опытом. Такие встречи формируют у детей гордость за своих близких, чувство уважения к старшим, интерес к прошлому.

«Театральная пятница» и другой досуг помогают снять напряжение, сплотить детский коллектив. В течение недели обговаривается, что будем проводить, кого пригласим в гости, кто нам поможет. Таким образом, через детей привлекаю родителей. Во время подготовки побуждают  детей вносить свои предложения, искать пути их решения. «Чем украсить ширму?», «Из чего сделать пригласительные?».

«Новоселье»,- одно из ярких событий в детском саду. К нему готовятся заранее. Вместе с детьми формируем групповое пространство, обсуждается , какие игрушки хотелось бы приобрести. Затем в соответствии с планом размещаются  все предметы в группе. На праздник дети приходят с родителями. Заведующая и сотрудники приходят с подарками, поздравляют детей.

«Коллекционирование» Это фотографии, рисунки, вырезки. открывается выставка "Моя коллекция”, в которой участвуют сотрудники д/с, родители и дети, а в группе создаются условия для работы детей с коллекциями, собранными по личным интересам: фантики, вкладыши, календари, пуговицы и т. п. Своеобразный подход к формированию познавательного интереса у детей, собранный материал исследуем в «Лаборатории». Используя схемы-подсказки, ребенок проводит опыты, делает свои первые открытия. Все значимые для ребенка события фиксируются  в «Дневнике жизни группы», который ведется  с младшего возраста.

   Для гармоничного развития ребенка  в группе можно оборудовать уголок «Уединения», в котором ребенок может побыть один, понаблюдать за другими детьми, успокоиться.

Разнообразный материал, имеющийся в уголке (шумелки, шуршалки, пищалки, звенелки, легкие мешочки с поролоном), дает возможность выплеснуть эмоции.

Для того, чтобы скорректировать работу на день, проследить, как изменяется настроение детей, используют панно «Мое настроение» и «Мое желание».

В мастерских найдется материал для различных видов деятельности. Работая с уменьшенными копиями настоящих инструментов (молоточками, гвоздиками, пилочками, щипцами), дети приобщаются к жизни взрослых, формируют свои трудовые навыки.

Желающие занимаются вышиванием, плетут браслетики из бусинок, создают украшения из ленточек.

Природный уголок своеобразен тем, что растения располагаются по всей группе, с учетом особенностей. Ухаживание за растениями формирует у ребенка осознанное бережное отношение к миру природы, развивается любознательность. Совместное изготовление поделок из природного материала, оформление панно, создание коллажей способствуют наиболее полному восприятию окружающего мира.

Уголок изобразительной деятельности содержит разнообразный материал для самостоятельной творческой деятельности (глина, солёное тесто, ракушки, палочки, листья и т.д.). На полочке красоты размещаем красивые предметы, скульптуры. Из детских работ оформляют картинную галерею, выставки, на которые приглашаем детей других групп. Видя свои работы, у детей исчезает неуверенность, повышается самооценка. В практике также  можно изготовление и дарение подарков малышам.

Сюжетно-ролевые уголки содержат легкий, мобильный материал: пластиковые полочки, ширмы и предметы-заместители (коробки, дощечки, куски ткани, коврики, пружинки, пробочки, проволочки, веревочки). Все  ценности, значимые для ребенка,  хранятся в специальной коробочке. Это позволяет разнообразить игровые действия, сюжетную линию и творчество.

Игра «Водолазы» может появится  на фоне синего коврика, коллекции ракушек и морских обитателей, соединенные пластиковые бутылки превратились в кислородный баллон.

             Таким образом, задействуя все пространство групповой комнаты, дети получают огромный простор для выражения своих интересов и потребностей, а  в совместной со взрослыми деятельности у ребенка формируются образцы поведения и общения, повышается психологический комфорт и эмоциональное благополучие.


Категория: к информационно-методическому обеспечению | Добавил: Кисточка
Просмотров: 6877 | Загрузок: 0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz