«СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА» Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования. Существенные перемены в разных сферах жизнедеятельности общества неизбежно влекут за собой изменения в области дошкольного воспитания и образования детей. Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией той или иной программы. На современном этапе в рамках общей стратегии модернизации дошкольного образования детей определены различные виды ДОУ и соответственно выбор используемых в нем программ. Необходимо, чтобы выбранная программа отвечала поставленным задачам того или иного ДОУ: Детский сад – ДОУ, которое реализует Стандарт дошкольного уровня образования. Детский сад с приоритетным направлением развития – осуществляет работу с превышением Стандарта дошкольного уровня образования по выбранному направлению. Центр развития ребенка – ДОУ, осуществляющее деятельность с превышением Стандарта по нескольким направлениям развития детей.
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ При написании рабочей учебной программы педагогам необходимо учитывать систему принципов обучения: развивающего и воспитывающего характера обучения, научности содержания и методов учебного процесса, систематичности и последовательности, сознательности, творческой активности и самостоятельности, наглядности, доступности обучения, прочности результатов обучения и развития, связи обучения с жизнью, рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. В рамках модернизации дошкольного образования возникла проблема качественного преобразования планирования учебного процесса и выработки новых подходов к его осуществлению. Планирование должно быть целостным, иметь четкую систему и отражать те направления работы, которое предполагает дошкольное учреждение в целом или каждый педагог отдельно. Возникла необходимость изменить традиционное перспективное планирование учебного процесса в ДОУ на планирование в форме рабочих учебных программ.
КОМПОНЕНТЫ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ - Федеральный компонент включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения. - Национально-региональный компонент основывается на специфические характеристики, которые могут стать основой для выделения конкретных объектов изучения. Образовательные области регионального компонента могут быть реализованы как посредством самостоятельного учебного курса, так и посредством интеграции его в общую структуру курсов федерального компонента. - Локальный компонент (компонент ДОУ) – отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы. Разработка и написание рабочей учебной программы ведется в соответствии с основными разделами и требованиями к ним, установленными Законом «Об образовании». К основным структурным компонентам рабочей программы относятся: 1. Пояснительная записка (введение) – в ней определяются целевые направления, краткое описание сущности всей программы. Пояснительная записка должна включать ссылки на требования к минимуму содержания и уровню подготовки воспитанников в соответствии с Государственным образовательным стандартом и специфику образовательного учреждения. Одним из важных разделов пояснительной записки является установление требований к знаниям и умениям, которыми должен овладеть воспитанник. Кроме того, в последнем разделе пояснительной записки отражается дополнительная информация, касающаяся условий реализации программы (формы обучения, виды деятельности и т.д.) Содержание образования – материал, который включает содержание тем; задачи их изучения, перечень обязательных навыков и умений, тематический план, виды занятий. Методические указания – пути реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, умений и навыков. Особое внимание уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Название ДОУ. «Утверждаю: заведующий ДОУ…» «Принято на заседании…, дата, № протокола. Название предмета Возрастная категория Должность специалиста ФИО специалиста. Год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Краткая характеристика ДОУ, актуальность ведения работы по программе, обоснование для введения обновлений, дополнений. Название программы, на основании которой составлена данная рабочая программа (автор, название, год издания). Количество занятий общее, количество занятий в неделю, длительность одного занятия. Сопутствующие формы обучения (кружки, клубы, выставки, экскурсии) Вариативность проведения диагностики. Как будет реализовываться компонент ДОУ (локальный компонент). В каких разделах будут осуществляться межпредметные связи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Содержание должно отражать общие требования к уровню подготовки ребенка по каждому разделу с учетом основной программы, национально-регионального компонента и компонента ДОУ. По каждому разделу программы указывается наименование темы и тезисно раскрывается содержание учебного материала. Рекомендуется по каждой теме определять требования к знаниям с целью регулярной диагностики уровня усвоения детьми учебного материала ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В тематическом плане раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов, показывается распределение учебных часов (занятий) по темам, формы проведения занятий, распределение всех компонентов в содержании одного занятия. По желанию специалиста тематический план может быть заменен на перспективно-календарный план.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ Отражаются обобщенные требования по разделам программы к знаниям, умениям, навыкам воспитанников по параметрам. Должны знать Должны иметь представление Должны уметь Кроме того, данные параметры должны быть дифференцированы по принадлежностям к базовой программе и сопутствующим компонентам.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ Графики проверки (месяц и название, диагностика, психолого-педагогический анализ, срез). Тестовый материал, критерии, шкала уровней могут быть представлены по желанию или являться приложением к рабочей программе.
СПИСОК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Технические средства обучения Учебно-наглядные пособия Оборудование
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ В данном разделе указывается использованная и рекомендуемая литература. Ее можно классифицировать по категориям: для педагогов, для родителей, для воспитанников. Следует отметить, что структура рабочей учебной программы может варьироваться в зависимости от ее темы, возможностей разработчика и других аспектов.
|