Статистика |
 |
 |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |  |
|
ОСОБЕННОСТИ МЕДЛИТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
| 01.11.2012, 12:42 |
ОСОБЕННОСТИ МЕДЛИТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ В любом детском коллективе есть дети, которые занимаются и выполняют элементарные бытовые действия медленнее, чем их сверстники. В чем причина медлительности, каковы особенности таких детей? Главная особенность медлительных детей - более низкая (примерно в 2 раза) скорость любых действий, любой деятельности и, конечно, всех движений. Обычно они робки, нерешительны. С трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, слывут тугодумами. Эти дети не будут бойко отвечать на вопросы, рассказывать стихотворение, петь песню. Начиная любую игру, они будут долго "примериваться", прежде чем начать что-то делать. Им легче выполнять то, что уже известно, опробовано ими, нежели что-то новое. Медлительность - это не патология, не нарушение в развитии, а индивидуальная особенность ребенка Если подробно разобрать, как работает медлительный ребенок и почему он все делает так долго, то можно отметить следующие особенности. У такого ребенка время ориентировки гораздо продолжительнее (он дольше думает, как и что сделать). Это связано с подвижностью нервных процессов. Так называемый латентный (от лат. laieem - скрытый, невидимый) период реакции (время, проходящее от сигнала к началу действия до возникновения действия) у медлительных детей намного продолжительнее, чем у их сверстников. Новые двигательные навыки у медлительных детей формируются дольше, а выполнение новых, незнакомых движений нередко представляет значительную трудность Вторая особенность медлительных детей - более длительное время от сигнала к действию (деятельности) до начала этого действия. Сигналом к деятельности ребенка обычно служит речевая инструкция (задание)- Именно эта особенность определяет невозможность быстрого ответа, быстрой реакции медлительного ребенка включается в деятельность такой ребенок в 1,5-2 раза медленнее, чем его сверстники. Эта особенность часто раздражает взрослых. Новые двигательные навыки у медлительных детей формируются дольше, а выполнение новых, незнакомых движений нередко представляет значительную трудность. Медлительные дети усваивают на треть меньше информации, чем их сверстники, при одинаковой интенсивности ее подачи. Но если темп подачи материала увеличивается, то медлительные дети воспринимают меньше половины сказанного. У каждого человека свой оптимальный темп деятельности. Взрослый человек может произвольно изменить темп своей деятельности, ребенок 5-6 лет практически не дифференцирует быстрый и медленный темпы и может работать только 8 свойственном ему оптимальном темпе. Причем многие исследователи считают, что индивидуальный темп деятельности - врожденная характеристика, изменить которую практически невозможно. Еще одной причиной резкого снижения скорости деятельности, трудностей переключения и длительного "врабатывания" может быть ослабленность организма ребенка, состояние сильного физического или эмоционального напряжения, последствия тяжелых стрессовых ситуаций (развод родителей, тяжелые травмы, смерть близких и т. п.). Методика определения скорости движений ребенка Как распознать действительно "медлительного" ребенка? Существует методика, которая позволяет достаточно просто проверить скорость движений ребенка При использовании этой методики следует соблюдать четыре условия: 1. Ребенок должен хорошо понято инструкцию (что и как нужно делать). 2. Ребенок должен быть е хорошем состоянии (не напряженным, не больным, не уставшим). 3. Ребенок должен работать ведущей рукой, 4. Задание нужно повторить три раза и рассчитать среднее время выполнения задания, Положите перед ребенком лист бумаги в клетку и попросите в каждую клетку ставить точку и громко считать до десяти. В среднем обычные дети 6 лет выполняют это задание за 10-12 с, дети 7 лет - за 6-8 с, а у медлительных детей это время в 1,5-2 раза больше. Социальное и личностное развитие медлительных детей Медлительные дети часто имеют проблемы в социальном и в личностном развитии, бывают очень нерешительны, скованны, боятся чужих взрослых, у них не сформированы элементарные навыки социального общения, взаимодействия. Как правило, еще до школы у них накапливается опыт собственных неудач и неприятностей, связанных с медлительностью. Занятия в группе сверстников и с чужими взрослыми хотя бы в течение года до школы обязательны Подобная подготовка к школе неизбежно вызывает новые трудности, но главная беда в том, что ребенок готов к ним, уверен, что так и должно быть, что это непреодолимо и он сам виновен. Ощущение собственной вины -наиболее характерная черта медлительных детей, и эта постоянная вина лишает их надежды на успех, на преодоление, делает все их действия еще более неловкими и медленными. Поэтому первое, что необходимо сделать, - решить, в какой группе детей ребенку будет интереснее. Это может быть художественная студия, кружок мягкой игрушки, группа временного пребывания по подготовке к школе и т. п. Занятия в группе сверстников и с чужими взрослыми хотя бы в течение года до школы обязательны. Ребенка необходимо настроить на общение со сверстниками, объяснить и проиграть ситуацию знакомства, просьбы, прощания. Нужно неоднократно проиграть разные ситуации общения с детьми, вселить уверенность, что все будет хорошо, а если возникнут проблемы, их всегда можно разрешить. У медлительных детей, особенно если взрослые постоянно выражают свое недовольство, чаще всего бывает занижена самооценка и отсутствует желание идти в школу. Это желание формируется в старшем дошкольном возрасте, и вполне понятно, что неудачи в любой деятельности разрушают мотивацию. Восстановить желание ребенка учиться новому, узнавать новое возможно только в ситуации удачи, успеха, удовлетворения той деятельностью, которой занимается ребенок. При подготовке медлительного ребенка к школе важно не торопиться, не заставлять идти его семимильными шагами, а спокойно, терпеливо делать каждый шаг Проведение занятий с медлительными детьми Современные родители часто задают вопрос: когда заниматься с ребенком, если мы весь день на работе? Важно понять, что при адекватном отношении к ребенку и адекватных требованиях эти дети могут быть очень хорошо развиты и хорошо подготовлены к школе. Иногда возникает потребность в специальных занятиях. Но в основном развитие ребенка происходит повседневно, нужно только не торопиться, не игнорировать детские вопросы, не сердиться, разъяснить и показать несколько раз. Систематические занятия способствуют повышению скорости работы. Наиболее успешна такая тренировка в возрасте 4-6 лет. Именно в этот период следует обратить внимание на медлительных детей. Необходимо избегать крайностей, когда за ребенка все делают взрослые, либо чересчур активно подгоняют его, упрекают. Нужно постепенно, без спешки и недовольства учить ребенка выполнять все необходимые действия. Особое внимание следует обратить на тренировку движений рук. Особенно важны эти занятия до школы. Неожиданное ухудшение результатов работы ребенка должно быть своеобразным сигналом ухудшения его состояния. Это может быть преддверием болезни, показателем сильного утомления, результатом стресса и значительного эмоционального напряжения. Успешность медлительного ребенка часто зависит от того, как организованы занятия. Проводя занятия с ребенком, необходимо учитывать следующее: работа потребует от взрослых напряжения и выдержки, ведь положительные результаты проявятся не сразу, и радость небольших успехов довольно долго будет чередоваться с новыми огорчениями. Даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может вызвать серьезные затруднения. Планируя занятия, нужно стараться сделать их комплексными, уделяя одновременно внимание разным сторонам развития. При обучении ребенка каким-либо новым двигательным действиям необходимо: четко сформулировать двигательную задачу (цель действия); составить план выполнения движения; выделить ключевые (опорные) точки движения; определить ориентиры для контроля и коррекции. При создании необходимых условий, при учете особенностей деятельности медлительного ребенка и, главное, при работе в оптимальном для него темпе - качество и точность работы могут быть очень высокими. Следующие рекомендации помогут взрослым более эффективно общаться и заниматься с медлительными детьми (приложение). ПРИЛОЖЕНИЕ Рекомендации родителям и воспитателям в общении с медлительными детьми Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительная, требует умения сдерживаться, не повышать голоса. Необходимо спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз без упреков и раздражения. Помните, что окрик и недовольство взрослых еще больше замедляют включение в деятельность медлительного ребенка. Не торопите, не подгоняйте ребенка, не напоминайте ему о его медлительности, неловкости. Необходимо сделать все, чтобы, осознавая свою медлительность, ребенок в то же время не чувствовал свою ущербность, неспособность. Приучите себя к мысли: от того, что ребенок медлительный, он не хороший и не плохой. По возможности разгрузите ребенка, не увлекайтесь дополнительными нагрузками. Организуйте занятия по подготовке к школе так, чтобы они выполнялись не вечером, а в периоде 15.00 до 17.00. Не забывайте о перерывах, физкультминутках. Проконтролируйте все элементы режима дня: сон. отдых на воздухе, питание, двигательную активность. Помните, медлительному ребенку нужно время на "раскачку". Нужно облегчить ребенку выполнение всех повседневных дел, и помочь в этом может четко организованный режим дня. Не конфликтуйте вечером, перед сном, не корите за долгие сборы ко сну. При этом вы и сами должны быть достаточно организованны, иначе успеха не будет. 8. Придумайте какую-нибудь игру, которая поможет ребенку преодолеть свою медлительность, можно делать что-то вместе, соревнуясь (но при этом важно не переборщить и подстроиться под его темп). Очень важно, чтобы взрослые всегда были спокойными и доброжелательными. 9. Можно пошутить над "копушей", но по-доброму, без раздражения. Можно подчеркнуть это качество у себя, и пусть посмеется ребенок.
|
Категория: к психолого-педагогическому обеспечению | Добавил: Sияние_zвездЫ |
Просмотров: 702 | Загрузок: 0
|
|
|
|